В последние годы украинское фехтование снова громко напомнило о себе. Особенно стараются саблисты, которые добывают стране львиную долю медалей. Не стал исключением и прошедший чемпионат Европы в Лейпциге, где из четырех наград три на их счету. В командных соревнованиях девушки взяли «золото», а ребята — «серебро». Да и единственная медаль в личных состязаниях у саблиста Олега Штурбабина, с которым и встретился корреспондент «РГ».
– Олег, до чемпионата ваш лучший результат в международных стартах этого года — 38-е место на этапе Гран-при в Нью-Йорке. Чем вызван такой скачок — резким повышением мастерства, психологическим настроем? Ведь европейские фехтовальщики — лучшие в мире.
— Скорее всего, мотивацией. За победы на чемпионатах мира и Европы государство выдает нам премии, устанавливает специальные стипендии. Так выходишь на бой более собранным.
— Кстати, как вы готовились к чемпионату, ведь у вас, насколько мне известно, были проблемы со здоровьем?
— Действительно, подготовительные сборы прошли для меня очень тяжело. Сложно было с физической точки зрения, все время беспокоило то плечо, то спина… У меня давняя травма — протрузия межпозвоночных дисков. Я лечился, но было очень плохо. Примерно два года назад в сборную тренером по физподготовке пришел Алексей Бадогян. Он предложил новый комплекс упражнений, и теперь я себя чувствую намного лучше. И страха перед началом турнира не было. Я уже не первый раз участвую в соревнованиях такого уровня.
— Каково, когда тренер сборной — родной отец? Как Валерий Викторович Штурбабин во время тренировок с вами общается?
— Не сказал бы, что он уделяет мне повышенное внимание. Бывает, за тренировку не скажет ни одного слова, только даст общее задание, как всем. А вообще, наверное, очень хорошо, что мой отец — тренер. Он работает со мной с раннего детства (26-летний Олег занимается фехтованием с 6 лет. — Авт.), и мне очень комфортно.
— У вас, в отличие от многих спортсменов, нет своего талисмана. Может быть, ими теперь станут счастливая курточка и город Лейпциг?
— Не исключено. Действительно, первую свою значимую награду во взрослых соревнованиях («бронза» чемпионата мира. — Авт.) я завоевал тоже в Лейпциге в 2005 году. Тогда моя куртка не прошла контроль оружия, и пришлось купить новую — фирмы «Ульман». В ней я и завоевал медаль. Но буквально на следующем турнире мне ее пробили клинком. Пришлось брать нитки и штопать. А затем я по контракту несколько лет выступал в костюмах другой фирмы. На этот турнир взял ульмановскую куртку как запасную — на всякий случай. Она прошла контроль, и я решил выступать в ней.
И опять «бронза».
— А как будет идти подготовка к Олимпиаде-2012 в Лондоне?
— Когда Валерий Викторович принял в прошлом году команду, поставил перед собой две задачи. Минимум — сплотить ее, поскольку ушли опытные Владимир Лукашенко и Владислав Третьяк. А максимум — выйти на высокий мировой уровень и для начала войти в первую восьмерку мирового рейтинга, который будет определен после ноябрьского чемпионата мира в Париже. Это даст возможность стартовать с более удобной позиции, когда в следующем году начнется олимпийский отбор. С 10 августа начались сборы в Ворохте, следующие — в Алуште, а потом через некоторое время — в Италии. Дальше пока неизвестно. Международных соревнований у нас в календаре в этом году больше нет. Только в сентябре — чемпионат Украины.
— Не поступали ли вам предложения выступать за зарубежные клубы или другие страны?
— Когда я находился в категории «кадеты», мне предлагали поступить в американский колледж и выступать за него. Я тогда не согласился. А теперь… Во-первых, таких предложений не было. Во-вторых, просто не хочется куда-то переезжать. Меня все устраивает здесь.
— Чем будете заниматься после завершения спортивной карьеры?
— Я окончил Хмельницкий национальный университет по специальности «Экономическая кибернетика». Сейчас учусь во Львове на отделении профессионального и олимпийского спорта. Вышло так, что чем больше времени я стал отдавать спорту, тем больше меня стала привлекать тренерская карьера, вот и решил приобрести спортивное образование. Но как все будет, загадывать трудно. Если честно, на зарплату тренера в Украине, особенно детского, прожить невозможно.
Александр БЕЛЕНЬКИЙ, rg.kiev.ua