С бронзовым призером Олимпийских игр-2004 в командных соревнованиях 27-летним львовским динамовцем, выпускником Львовского государственного университета физической культуры Дмитрием Грачовым мы встретились на олимпийской базе в Конча-Заспе за несколько дней до вылета сборной Украины на чемпионат мира в Турин. Уверенный, знающий себе цену, серьезный и рассудительный - собственно именно такой, каким его отрекомендовали ранее корреспонденту «СЭ в Украине» его тренеры Наталья и Виктор Михайленко.
- Мы делали обычный набор во львовской школе № 45, учеником которой и являлся Дима, - вспоминает Виктор Андреевич. - Вообще только через наш клуб «Золотая стрела» прошло человек триста. Дети меняются, взрослеют, и, естественно, не все находят себя в спорте. Женю Иванова, принесшего нам первую серьезную медаль на международной арене, поддержать оказалось некому (сирота). И он прекратил тренировки. Сейчас у него все хорошо, он нашел свое место в жизни. Дима тоже не сразу встал на путь профессионального спортсмена, собирался пойти по стопам отца в авиамеханики, но нам удалось убедить его, что в стрельбе из лука он сможет достичь большего.
Мы и раньше видели, что он талантливый парень, но в 2003 году появились еще и материальные доказательства того, что он способен решать самые серьезные задачи. А когда Дима пошел на срочную службу в армию, а случилось это примерно за полгода до Олимпиады, он и сам почувствовал свою силу. В декабре выиграл Кубок Украины, причем обойдя в финале Рубана, затем победил на зимнем чемпионате Украины. А дальше украинская мужская команда, в составе которой был и Грачов, впервые стала чемпионом Европы в помещении-2004. После Афин у Димы была травма, он пережил очень сложный период. Обращались к разным врачам, но никто не знал, что с ним. Это длилось до того момента, пока он не включил свое личное отношение и понимание. А потом была победа украинской команды на Всемирной универсиаде в Измире-2005, в том же году Грачов впервые выиграл летний национальный чемпионат и стал рекордсменом Украины.
Дима умеет бороться и преодолевать преграды, он человек - думающий, целеустремленный, и еще очень порядочный. Ему много раз говорили, что он великий, что после олимпийской медали ему тренеры не нужны, но он твердо заявил: я хочу работать так, как и до Афин. Перед Играми-2004 Грачов был технически лучше готов, но сейчас он стал мудрее, имеет свое видение того, откуда вышел, куда идет и куда должен прийти. И на следующий год, как мне кажется, он во всех отношениях станет как раз таким, как надо.
НА СВОЕЙ ШКУРЕ ОЩУТИЛ, ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПЕРВЫМ В КВАЛИФИКАЦИИ
- Третье место на Кубке мира в Анталье, три медали на «Гран-при» EMAU во французском Бое, наконец, бронза чемпионата Украины в Новой Каховке (надеюсь, мы ничего не забыли) - можно ли сказать, что пока это ваш самый успешный сезон в карьере? - спрашиваю у Дмитрия Грачова.
- Если разбить мою спортивную жизнь на отдельные секторы, то, пожалуй, да. Дело в том, что после травмы три-четыре года практически выпали из моей карьеры. Уже прошел период восстановления, я научился работать с травмированным плечом: не его подстроил под себя, а сам к нему приспособился. Нашел альтернативу в тренировках и этот сезон, с точки зрения личных выступлений, у меня однозначно лучший.
- Сможете объяснить, почему до бронзы Антальи вам ни разу не удавалось подняться на пьедестал Кубка мира?
- Во-первых, до Антальи я только пару раз в восьмерку попадал, что, в принципе, тоже считаю достойным результатом для соревнований, в которых участвуют ведущие спортсмены мира. Конечно же, фактор спортивного фарта исключать нельзя. При той системе, которая сегодня действует в нашем виде спорта, очень сложно добиться того, чтобы все составляющие сложились в одно целое, и получился желаемый результат. Даже когда я был хорошо готов, в спарринге мне мог попасться соперник, набравший больше очков, и я вылетал. Очень много было таких вот несовпадений. В Анталье, наконец, все звезды сошлись, и получилось пробиться в тройку призеров, чему я очень рад.
- В Турции в предварительном раунде вы показали лишь 32-й результат (1312 баллов), а в олимпийке заставили сложить оружие обладателя самой большой суммы - 1381 корейца Ким Ву Джина. Это придало уверенности?
- Не знаю, насколько это придало уверенности, я на все спарринги настраивался так же серьезно, как на встречу с корейцем. А как удалось победить Ким Ву Джина? Собрался, наверное, потому как понимал, что соперника такого класса если и можно обыграть, то только с помощью высокого результата. И вообще я хочу сказать, что начиная с прошлого года, я на своей шкуре ощутил, каково это быть лидером после квалификации. Я был первым на очень многих стартах в Украине. И должен заметить, что очень сложно сохранить это место за собой. Это большая редкость для нашего вида спорта даже в мировой практике, чтобы спортсмен и квалифицировался первым, и оставался таковым после олимпийского раунда.
- С Ким Ву Джином в первых трех сериях вы все стрелы отправляли в десятку, случалось ли ранее в вашей соревновательной практике такое?
- Именно так, чтобы три тридцатки подряд? Нет. Это мой дебютный хет-трик (Улыбается).
- Когда дело дошло до перестрелки, такое блестящее начало поединка придавало вам уверенности или наоборот, переживали из-за того, что не смогли развить успех?
- Конечно, было внутреннее удивление. Абсолютный результат показать и не выиграть - это психологически тяжело. Тем более, когда ты уже почувствовал вкус победы, и понял, что тебе это по зубам. Но я абсолютно не отчаивался, даже когда потом проиграл следующие две серии. Корейский спортсмен - очень крепкий и сильный, и действительно заслуживает первого места. Но в это раз все-таки у меня получилось лучше, он в перестрелке выбил девять, а я десятку.
- Тогда не всплыл в памяти финал «Гран-при» в Боэ, когда вы проиграли итальянцу Маоро Несполи?
- Нет, в моей карьере уже было много перестрелок и, уверен, еще будет. В Анталье не вспоминал то, что произошло во Франции. Анализировал в тренировочном процессе после соревнований: что было так, что нет. И учтя то, что не получилось на «Гран-при», возможно, и добился большего на Кубке мира.
ДАЙ БОГ, ЧТОБЫ ВЕЗЛО СИЛЬНЕЙШИМ
- Скажите, когда судьбу поединка решает одна стрела - все равно побеждает сильнейший или все-таки элемент удачи играет большую роль?
- Скорее первое. И дай Бог, чтобы везло сильнейшим, потому что иначе было бы неинтересно. Тогда это был бы вообще не спорт, а какая-нибудь другая сфера деятельности - экономическая, политическая. Когда все зависит от одной стрелы, уже идет борьба не столько техническая, сколько психологическая. Чтобы попасть в желтое, нужно сделать хороший выстрел, и для того, чтобы попасть в десять, тоже. И если спортсмен попадает в девятку, это вовсе не значит, что он сплоховал. Просто, возможно, соперник был на какую-то долю грамма или миллиметр точнее. Конечно, удача играет какую-то роль, но больше значит все-таки психология.
- Мы говорили о том, что вы в первых трех сериях с корейцем набирали максимум - по тридцатке. А вот ваш соперник по полуфиналу Кубка мира в Анталье американец Брэйди Эллисон получил специальный приз от швейцарской фирмы Longines, как самый точный стрелок-2010. Насколько почетна эта награда?
- Я думаю, что этот приз, в первую очередь, имеет значение для самого Эллисона. Любая награда для самооценки спортсмена очень важна. Именно эта в мировой практике появилась недавно. Я слышал о том, что американца признали самым точным стрелком-2010. Но большего резонанса и каких-либо разговоров это за собой не повлекло. Хотя, признаю, Эллисон все свои титулы полностью заслужил. Возможно, благодаря и этой награде его уверенность в собственных силах стала еще сильнее. Он сейчас номер один в мире.
- На Кубке мира в Анталье и в этом году, и в прошлом в личных соревнованиях вы проиграли Брэйди Эллисону. Как считаете, когда были ближе к победе?
- Однозначно, сейчас. Я поднял свой уровень. В спарринге с американцем стоял лучше, чем в прошлом году (хотя и тогда неплохо было). Но и он на этот раз стрелял увереннее. Как ни прискорбно и не обидно мне, как спортсмену, признавать, Эллисон на данный момент сильнее.
- Эллисону - всего 22, а он уже победитель этапов и финала Кубка мира. Вы завоевали афинскую бронзу, когда вам было двадцать. Скажите, такие ранние успехи в стрельбе из лука правило, или скорее - исключение?
- И не то, и не другое. Любой вид спорта - он все-таки больше для молодых людей. Но как практика показывает, в стрельбе из лука очень много спортсменов высокого класса в солидном возрасте показывают высокие результаты. Преимущество молодых в том, что у них просто больше спортивной наглости, и они меньше задумываются о каких-то проблемах, беспокоятся о семье. Здесь нет правил, нужно подходить к каждому человеку индивидуально. В 2004 году серебряным призером Олимпийских игр стал 42-летний японец Хироси Ямамото, а бронзовому призеру австралийцу Тиму Каддихи было 18. Такая большая разница в возрасте - и при этом оба стояли на пьедестале.
КОРЕЙЦЫ ЧУВСТВОВАЛИ НАШУ УВЕРЕННОСТЬ
- После возвращения из Афин в одном из интервью вы сказали: «Если бы мне даже полгода назад кто-то сказал, что стану просто участником Олимпийских игр, то я бы не поверил. А теперь я - призер Олимпиады». Скажите, сейчас по прошествии семи лет, вы также считаете чудом все, что произошло с вами в Афинах?
- Я уже обзавелся семьей и, как мне кажется, повзрослел, но все равно считаю, что это своего рода чудо. Сейчас уже можно было бы назвать тот успех закономерным. Но я бы не хотел с такой точки зрения анализировать свое выступление в Афинах. Пускай оно остается счастьем двадцатилетнего парня.
- Ваше самолюбие потешил тот факт, что тогда в командном турнире вы проиграли только будущим олимпийским чемпионам корейцам, к тому же заставив их показать в полуфинале едва ли не худшую свою стрельбу в Афинах?
- Однозначно. Я до сих пор, спустя семь лет, уверен и в той афинской команде, и в том составе, который сейчас есть. У нас сильная сборная, которая может составить достойную конкуренцию на любом уровне, показывать высокие результаты и выигрывать. Соперники видят и чувствуют уверенность внутри нашей команды. И подтверждением тому - как раз и служит Олимпиада в Афинах. Когда корейцы - олимпийские чемпионы, находившиеся в суперформе, в спарринге с нами немного просели. Конечно, это придает уверенности в собственных силах, как в командных, так и в личных соревнованиях.
- Где напряжение ощущалось сильнее - в полуфинале с корейцами или же в споре за олимпийскую бронзу с американцами?
- Не могу сказать, было страшно и тяжело везде. Мандраж спортивный чувствовался. Ведь каждый спарринг начинается с нуля. То, что было в прошлом, и то, что будет в будущем, никакого значения не имеет. Нужно быть собранным с первой до последней серии.
- В личных соревнованиях на Олимпиаде-2004 в квалификации вы были лучшим среди украинцев, а в итоге оказались ниже Виктора Рубана и Александра Сердюка. Когда дело дошло до тура на выбывание, сказался недостаток опыта?
- В олимпийском раунде для достижения определенного результата, как я уже говорил, нужно несколько составляющих, точнее, чтобы они слились в одно целое и дали желаемый результат. Опыта мне, естественно, не хватило для такого старта. И завоевать олимпийскую медаль в личном первенстве я, возможно, был еще просто не готов. Хотя все могло случится. Я психологически не смог выиграть у китайского спортсмена, хотя если разобраться, уступил только одно очко. Немножко бы повезло в этом спарринге, и, может, в следующем уже уверенность появилась.
- Кстати, вы комфортно чувствовали себя в компании старших коллег по сборной?
- С Сашей Сердюком и Витей Рубаном мы дружим и по сей день. Общаемся семьями, приезжаем друг к другу в гости, когда идет межсезонье или попадаются соревнования в наших городах. Так что чувствовал себя абсолютно комфортно, возраст не имел никакого значения. Просто ребята были уже опытнее и свои знания передавали мне, за что я им очень благодарен.
- Не заставляли носить за собой луки и стрелы?
- Нет, дедовщины у нас в команде нет (Улыбается). Все на равных.
ХОРОШО, ЧТО РУБАН РОДИЛСЯ В УКРАИНЕ
- После бронзы в Афинах вы отметились командной победой на Всемирной универсиаде в Измире-2005 и первым местом на чемпионате Украины, а потом наступило затишье. Это как раз тот случай, когда удержаться на вершине гораздо тяжелее, чем взобраться на нее, или же ваши травмы - это скорее форс-мажор?
- 2004-й для меня получился очень насыщенным, и я неправильно восстановился. Боль накапливалась, и в середине следующего года она достигла своего пика. Я вообще не мог сделать ни одного выстрела. Тогда даже стали возникать мысли о том, что не смогу продолжить карьеру. У меня был разрыв лопаточных мышц. Долго я выкарабкивался из этого состояния. И до сих пор травма не дает мне забыть о себе. Но сейчас мы с ней уже подружились. Она просто не дает расслабиться мне, как спортсмену, постоянно напоминает, что нужно грамотно подходить к восстановлению.
- А как получилось, что для вас с перелома руки начался олимпийский год перед Пекином-2008?
- Дело случая. Неудачно упал, катаясь на лыжах, и все. Я в судьбу в принципе не верю, но возможно, так было суждено. Не должен я был полноценно участвовать в олимпийском отборе в Пекин.
- А вы вообще хороший лыжник?
- Плохой, как показала практика (Смеется).
. Знаете, что у некоторых футболистов даже есть в контрактах пункты, запрещающие подобные развлечения?
- Это было не развлечение, а учебно-тренировочный сбор. Утром вместо пробежки мы шли на лыжах по лесу.
- Так это вы на беговых лыжах руку сломали?
- Да, я же говорю, что плохой лыжник. Вот так «удачно» нужно было упасть, такие нужно иметь корявые руки, ноги, голову (Смеется).
- Вы были уже морально готовы к тому, что не попадете на Олимпиаду или же все-таки сильно расстроились, когда тренерский штаб объявил состав на Пекин?
- Я реально понимал, что по своим результатам не дотягиваю до уровня Олимпиады. У меня тогда появилась спортивная злость на себя и осознание того, что нужно бороться дальше. Тем более, прошел период травм: я восстановился и после разрыва мышц, и после перелома руки. И мне ничего не мешало спокойно работать, исполнять свою мечту.
- Пекинскую Олимпиаду смотрели?
- Конечно, смотрел, болел за Витю. Очень был рад за него - и как за спортсмена, и как за друга. Абсолютно заслуженно, закономерно и по результатам, и по человеческим качествам он выиграл золото.
- Как считаете, что такого особенного есть у Рубана, что позволило ему стать олимпийским чемпионом, чего ранее в стрельбе из лука не удавалось ни одному представителю Украины?
- Я считаю Рубана мегаталантливым спортсменом. Это большая находка для стрельбы из лука. И хорошо, что он родился в Украине, а не в какой-то другой стране. Иначе мы бы имели еще одного соперника экстра-класса, а не союзника. Но не только талант предопределяет его успехи, а еще грамотная и высокая работоспособность. Это пахарь, у него халява не проходит. Рубан - это идеальное сочетание таланта и трудолюбия, на таких людей можно равняться.
ХОЧУ, ЧТОБЫ СЕСТРА УЧИЛАСЬ НА МОИХ ОШИБКАХ
- Приходилось ли вам в процессе тренировок использовать какие-то нестандартные методы, скажем, стрелять по пустому щиту или же с завязанными глазами?
- Мы и сейчас в сборной стреляем не с завязанными, а с закрытыми глазами. В нашем виде спорта есть много нестандартных подходов. Мы не приходим на тренировку, чтобы просто валить все стрелы в мишень. Применяем разные технические упражнения, чтобы потом в зачетных стрельбах были хорошие результаты.
- А в обращении с огнестрельным оружием свою точность не проверяли никогда?
- Был один раз на полигоне. Как успехи? На тот момент - никак. Возможно, если бы я хоть немного попрактиковался.
- Не возникало желания попробовать яблоко прострелить, или вам нет дела до славы Робин Гуда?
- В детстве на щит вешали разные вещи, коробки, те же яблоки. По шарикам воздушным у нас и сейчас на тренировках дети стреляют. Взрыв, и поднимается настроение, а вместе с ним и усиливается желание дальше стрелять.
- Стрельбой из лука занимается и ваша младшая сестра Дарья Грачова. Есть ли у нее что-то такое, чего не хватает вам и наоборот, что бы вы хотели ей одолжить?
- Каждый человек - индивидуальность. У нас с ней есть одно общее качество, которое помогает нам достойно выступать на соревнованиях. А чтобы я ей посоветовал? Я советовал и уже не раз, но она, в силу своего возраста, не может принять то, что я говорю. А говорю я ей, конечно, тренироваться более усердно. Я сам недавно был в ее возрасте, все помню живо и ясно. Пытаюсь ей свой опыт передать, чтобы она не повторяла моих ошибок. Даша тоже может стрелять на высоком уровне.
- Приходилось ли вам вместе участвовать в соревнованиях смешанных команд?
- Только один раз в Украине. В принципе, неплохо стреляли, но проиграли в первом же спарринге. Потому что в квалификации были достаточно низко и сразу же попали на более сильных соперников, плюс погодные условия оказались сложные. Ничего страшного, это опыт.
- И, наконец, представим, что вы находитесь в компании, в которой большинство хочет смотреть футбольный матч, а по другому каналу идет трансляция соревнований по стрельбе из лука. Как убедите, что второе интереснее?
- Для меня это легкий вопрос, потому что я не фанат футбола, да и не болельщик в принципе. Я болею за себя, свою семью, команду - максимум. Естественно, если стрельба из лука будет альтернативой футболу, то я однозначно захочу смотреть ее. Какие методы переубеждения применю? Я в принципе не психолог. Скажу, что я сам пятнадцать лет стреляю из лука, у меня друг олимпийский чемпион, я вам много могу рассказать. Поверьте, мой вид спорта не менее интересен, чем футбол, если понимать его суть. Одним словом, деликатными методами постараюсь объяснить, без мордобития (улыбается).