Александр УСИК: "Когда я стою на пьедестале, то громко пою гимн Украины. И горжусь этим!"

Default Image
27 жовтня 17:34
Переглядів: 23

Он совсем не похож на грозного атлета. Заводной, юморной, с неизменной улыбкой на лице. Кстати, совсем не похоже, что спортсмен занимается боксом — нет ни шрамов, ни сломанного носа. Однако послужной список 24-летнего крымчанина, аспиранта Львовского государственного университета физической культуры Александра Усика отметает все сомнения: он боец, да еще какой! Его блистательная победа на недавно завершившемся в Баку мировом первенстве (где сборная Украины выдала потрясающий, лучший в своей истории результат — четыре «золота» и «серебро»!) ярко свидетельствует: на Играх-2012 в Лондоне Усику вполне по силам оспаривать титул олимпийского чемпиона.

Невероятно, но в ринг Александр вышел только в 15 лет. Его первый тренер Сергей Лапин сразу поставил парня в спарринг со сверстником, за плечами которого был уже не один год тренировок. Имеющий хороший опыт дворовых стычек, Саша смело ринулся вперед и... тут же получил встречный удар в нос. В дальнейшем он яростно размахивал кулаками, намереваясь отомстить обидчику, однако без толку. И все же стойкий и неуступчивый характер паренька произвел на Лапина должное впечатление. Он сказал только одно слово: «Приходи!» А всего через семь месяцев Усик выиграл Республиканский турнир памяти Дмитрия Бланка.

— Наверное, стать боксером мне было предначертано самой судьбой, — начал разговор новоиспеченный чемпион мира. — Ведь я родился в один день с легендарным Мохаммедом Али. И бокс мне нравился с детства. К тому же я рос высоким, крепким. Стал заниматься футболом, затем осваивал азы карате. А вот в боксерский зал впервые заглянул намного позже. Нужно сказать спасибо братьям Кличко. Их имена тогда были у всех на слуху, Виталий и Владимир часто появлялись на телеэкранах. Я подумал: вот здорово будет, если и меня так начнут показывать! Пошел в один зал, в другой... Но слышал в ответ: «Где же ты был хотя бы лет пять назад? Сейчас поздно начинать». Поэтому, откровенно говоря, в СК «Таврия» заглянул уже без оптимизма. Однако Сергей Юрьевич Лапин что-то во мне разглядел. И всего через четыре года я уже стучался в двери сборной Украины.

— Никогда не посещала мысль, дескать, бокс — это все же не то, что тебе нужно в жизни?

— Бывало. Бесило, когда явно выигрывал поединок, а судьи отдавали победу сопернику. Увы, в боксе это явление нередкое. Вот и думал: «Да зачем мне это надо?! Все, ухожу...» Однако на следующий день мчался в зал с целью доказать себе и другим, что я все равно сильнее.

— У арбитров не возникает вопросов, когда бой завершается нокаутом. А в твоем послужном списке их немного. Хотя весовая категория (до 91 кг) располагает к тому, чтобы быть панчером.

— Вообще-то в любительском боксе главную роль играет техника. Ну еще физическая готовность и хитрость. Нокауты же большая редкость. Даже у супертяжей. В отличие от профессионалов, у нас перчатки значительно мягче, да и защитный шлем играет немалую роль. Но к нокаутам я и не стремлюсь. Мне просто жалко соперников. Думаю, их мамы, жены и девушки благодарны мне за то, что не избиваю до полусмерти их сыновей, мужей, женихов. Хотя приложиться могу так — мало не покажется. И все же предпочитаю выигрывать технически. В моей карьере есть много досрочных побед за явным преимуществом.

— А золото чемпионата мира финансово подкрепляется?

— От Международной федерации — букетом цветов. Поэтому все зависит от того, как оценит этот успех родина. Пообещали, что за титул я получу 50 тысяч гривен, плюс президентскую и олимпийскую стипендию. Обнадежили и ключами от собственной квартиры. И это будет очень кстати. Ведь у меня ее нет. До сих пор с семьей снимаю жилье в Симферополе. За последний месяц официальная ставка в сборной составила 2025 гривен. Правда, благодаря поддержке спонсоров и различных премиальных в сумме за месяц набегает приблизительно полторы тысячи долларов. Но если учесть, что иногда даже проезд на сборы приходилось оплачивать из своего кармана, то...

— Перспективным боксерам зачастую поступают предложения сменить гражданство.

— И мне предлагали. Только в качестве подъемных сулили миллион долларов. Но… Когда я стою на пьедестале, то громко пою гимн Украины. И горжусь этим! Конечно, слово «патриот» сегодня звучит пафосно, но все же я из таких. И потом, я человек верующий. На чемпионате мира в Баку каждый день ходил с ребятами в православный храм. И в ринг без молитвы никогда не выхожу. Уверен, не все в жизни измеряется деньгами. Если Бог даст здоровье, я сам смогу достаточно заработать. Для этого не обязательно покидать Украину.

— Ну, если учесть, что победа на Олимпиаде-2012 принесет минимум миллион гривен...

— Мы предполагаем, а Бог располагает. Не хочу ничего загадывать. В боксе может случиться что угодно. Поэтому если думать только о финансовой стороне, то в Лондон вообще лучше не ехать.

— Тем не менее, знаю, ты сам написал стихи к песне «Цель у всех одна — первым быть всегда!», ставшей своеобразным гимном нашей боксерской сборной.

— Да, в отличие от Пекина-2008, сейчас я намного мудрее, гибче, сильнее. Если хотите, хитрее. Три года назад я впервые попал на Олимпиаду и думал: «Вау, как круто!» Мне был 21 год, кураж зашкаливал, а опыта явно не хватало. И в четвертьфинале, за шаг до пьедестала, судьи устроили мне холодный душ. С тех пор я научился делать правильные выводы из собственных ошибок. Вот живой пример. В Баку в третьем раунде жребий свел меня с олимпийским чемпионом Артуром Бетербиевым из России. Чтобы победить его, я должен был иметь безоговорочное преимущество. К тому же на кону стояла как минимум лицензия в Лондон-2012. Бетербиев привык втягивать соперников в «открытый бокс», и те от его мощнейших ударов попросту «ломаются». А я не дал ему этого. Россиянин так и не разобрался до финального гонга, как я его перехитрил.

Но дело не только во мне. У нас сейчас собралась по-настоящему уникальная команда — и тренеры, и боксеры. О таком единстве можно только мечтать. Переживаем друг за друга больше, чем за самих себя. Если бы было иначе, то не уверен, что добились бы таких успехов.

И, наконец, огромную роль играет поддержка семьи. Когда я был в Баку, жена Катя и дочь Лизонька, которой год и семь месяцев, постоянно общались со мной по Skype. Так что мое «золото» — это и их заслуга.

Автор: Сергей ДАЦЕНКО
За матеріалами: Вечерние вести